Икона Божией Матери «Державная»



Явление «Державной» чудотворной иконы Пресвятой Богородицы  произошло в день отречения Николая II - 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. Пресвятая Богородица на этой иконе была изображена как Царица земная. Этот образ символизирует то, что функция удерживающего в своих руках власть монарха переходила в Дом Богородицы.
Вот как это произошло. В Бронницком уезде Жирошкинской волости, в деревне Починок крестьянке Евдокии Андриановой, которая проживала в слободе Перерве, дважды приснился один и тот же сон. В первый раз таинственный голос сказал ей: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней  Богоматерь. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в церковь Вознесения Господня, построенного при Иване Грозном.
Настоятель Вознесенской церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденным во сне. Тогда они спустились в подвал. После долгих поисков, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону, на которой проступал лик Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Богородицы как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала Богомладенца Христа, простершего благословляющую руку.
В этом образе Евдокия Андрианова  признала полное соответствие с тем, что видела во сне. Позднее выяснилось, что икона некогда принадлежала московскому Вознесенскому женскому монастырю. А перед входом Наполеона в Москву, в 1812 году, она была спрятана в подвале Коломенской церкви. Между тем в сохранившихся архивных документах Вознесенского монастыря сведений об этой иконе не обнаружено (См.: Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Моск. Кремля: Кат. М., 2005).
На основании характерных художественных особенностей было признано, что образ датируется концом XVIII в. Стиль письма выдает влияние строгановской школы.
После чудесного обретения иконы «Державная» многие стали считать, что это произошло не спроста  - а символически. И в заключается том, что отныне в России не будет законной земной власти и что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа.
Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве.  Списки  иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона. В Марфо-Мариинской обители перед Державной иконой молилась прмц. великая  княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами. Один из списков в середине 20-х гг. XX в. находился в церкви во имя святого Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге.
Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Копии иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.




Православный календарь