Неделя о блудном сыне.

       У бедного человека было два сына, младшему из них стало скучно жить под опекой отца своего, ему захотелось пожить по своей воле, в свое удовольствие. С этой целью он просит отца своего разделить им (детям) имение, что отец и исполняет. Получивши свою часть из отцовского имения, младший сын удаляется из дома родительского в дальную сторону и там начинает жить в свое удовольствие; совершенно предавшись влечению своих страстей, начинает жить распутно с блудницами, с ними проживает все отцовское достояние и доходит до того, что не имеет у себя куска насущного хлеба. Между тем в это время, к несчастью самовольного сына, настает великий голод в этой стране, который боле увеличивает страдание и бедность его. Вынужденный крайностью, самовольный и распутный сын хорошего отца   нанимается к одному из жителей этой страны пасти свиней с условием, что ему было дозволено питаться свиным кормом; но на деле ему и этого не давали. Находясь в столь бедственном положении, теперь-то распутный сын пришел в себя, вспомнил о родительском доме, сознал и свою виновность перед отцом своим. «Сколько наемников у отца моего, - говорил он сам себе, - избыточествуют хлебом, а я умираю от голода...пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих!» Как подумал так и сделал: встал и пошел к отцу своему. Отец настолько оказался милостивым, что еще издалека завидя развратного сына, вышел к нему на встречу с распростертыми обьятиями, обнял его и поцеловал, облек его в прежние хорошие одежды, учредил для него пир и со всем своим домом торжествовал спасение погибшего сына (Лк. 15, 11-32).
  В притче этой под именем отца, разделяющего имение своим детям, разумеется Сам Бог, под младшим сыном - человек грешный, удалившийся от Бога и чрез свою греховную жизнь и чрез покаяние снова примирившийся с ним.
  Слушатели-христиане! Кто из нас в лице блудного сына не узнает себя самого? Все мы чада Отца Небесного, Который как любвеобильный Отец с избытком наделяет каждого из нас, еще при появлении на свет, имением - дарами и способностями естественными, каковы здоровье и способности души: ум, воля и сердце; и благодатными дарами: словом Божиим и благодатью Св. Духа, сообщаемой нам чрез таинства Церкви, которая возвращает и укрепляет нас в жизни духовной. Он дает нам благоростворение воздуха и изобилие плодов земных. Будучи так облагодетельствованы от Бога, благодарим ли мы своего Благодетеля? Употребляем ли мы свой ум на познание Его и святого Его  закона? Имея разумную и свободную волю, стремимся ли мы исключительно к исполнению воли Божией, изложенной в Его святом законе? Стараемся ли мы направлять свое сердце к любви святой, богоугодной? Прилагаем ли старание  к усовершенствованию себя в жизни святой и христианской?
  Думаю, каждый из нас, посудив о себе беспристрастно, ответит на предложенные вопросы отрицательно. Да, правда, слушатели! Нам, грешным, кажется, трудно жить по воле Божией; правила веры и нравственности христианской и заповеди Божии кажутся нам стеснительными. Нам  хочется жить по своей воле и самим располагать своим достоянием, почему мы свою собственную волю часто предпочитаем воле Божией. Любя проводить жизнь, подобно упоминаемому в притче блудному сыну, в наслаждении благами мира сего, для приобретения которых мы часто теряем здоровье свое, невинность и чистоту души и, таким образом, удаляясь совершенно от Бога и Его святого закона, делаемся нищими - бедными духовно, недостойными наследниками Его Царства. Что же нам остается делать? Последуем примеру блудного сына. Будем просить Господа, чтобы Он отверз нам душевные наши очи; открыл бы перед нами всю опасность нашего положения. Ибо мы сами очень часто, находясь на краю погибели, льстим себя надеждой быть спасенными, потому что враг нашего спасения, диавол, всюду и все представляет нам в превратном виде. Обольщая нас благами мира сего, подобно блудному сыну, он ведет нас к совершенной погибели. Так, пока еще не ушло время, позаботимся возвратится под кров Отца нашего Небеснго; будем стараться жить так, как нам велит Господь и Его святой закон, несомненно веруя, что Он, премилосердный, примет и нас, кающихся, подобно блудному сыну, с распростертыми обьятиями, ибо великая радость бывает на небесах и об одном грешнике кающемся, говорит Господь (Лк. 15, 7).
                            (Поуч. священника Иоанна Долинского)




Православный календарь